Бюджетное послание

Бюджетное послание главы города Липецка о бюджетной политике

в 2014-2016 годах

Администрация города представляет бюджет Липецка на 2014 год и последующий двухлетний период. Его основные параметры уже обсуждались в ходе заседаний профильных комиссий и публичных слушаниях. С учетом замечаний конкретные цифры еще раз будут приведены в докладе департамента финансов. Считаю важным перед обсуждением документа,  который в значительной мере определит содержание и качество очередного этапа нашей жизни, остановиться на особенностях его формирования. А они достаточно существенные.

Впервые мы будем принимать программный бюджет, основанный на применении введенных в этом году федеральным законодательством новых механизмов планирования. Около 90% его расходов включено в 15 муниципальных программ, посредством которых реализуются цели и задачи, определенные Стратегией развития города на трехлетний период. 

Значительные изменения обусловлены перераспределением полномочий между муниципалитетом и субъектом Федерации. Как известно, с нового года полностью на областной уровень переходит социальная защита населения с системой многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Заработная плата педагогов дошкольного образования также становится зоной ответственности региональных органов власти.  Безусловно, это отразится на общем объеме бюджета Липецка, также как и изменения закрепленных за городом налоговых поступлений. Речь идет об уменьшении отчислений от подоходного налога. Одновременное увеличение доли арендной платы за землю, к сожалению, не компенсирует прогнозируемые потери от переоценки кадатровой стоимости земельных участков города.

Следующая новация – создание муниципального дорожного фонда. Сам по себе факт, конечно, положительный.  Однако  определенную тревогу у нас вызывает отсутствие достаточных  источников его пополнения. Пока приходится рассчитывать на более чем скромную цифру в 21 млн. рублей за счет акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла. Как вы понимаете, эта сумма не обеспечит потребности города даже в текущем ремонте магистралей.

Есть ряд других изменений, в частности связанных и с формированием регионального оператора по капитальному ремонту жилья и обязанностью муниципалитета как собственника муниципальных жилых и встроено-пристроенных нежилых помещений участвовать в финансировании этих работ.

В таких, надо честно признать, непростых условиях мы должны максимально мобилизовать имеющиеся ресурсы для решения основной задачи органов местного самоуправления по созданию условий для комфортного проживания граждан.

Этому подчинена системная работа, направленная на повышение эффективности бюджетных расходов. Мы намерены еще раз пересмотреть имеющиеся резервы в реформировании бюджетной сети и продолжить перевод действующих муниципальных учреждений в статус автономных. Целесообразность уже подтверждена практикой. В нынешнем году на новый формат перешли десять учреждений образования и физкультуры. В следующем планируется перевести еще шесть.

В администрацию города поступает много нареканий по уборке города. В связи с эти мы пересмотрели Правила благоустройства территорий города Липецка, в которых наряду с детализацией требований по санитарной очистке города будет усилена административная ответственность за их нарушение. С учетом полученных предложений от жителей проект Правил уже направлен в городской Совет депутатов.

Усилить планируем и работу по эффективному управлению муниципальной собственностью. Соответствующий проект Положения о сделках с муниципальным имуществом находится на рассмотрении в горсовете.

Однако, безусловно, главным направлением деятельности, связанным с дальнейшим развитием Липецка, администрация считает привлечение инвестиций в экономику города. Прежде всего, мы рассчитываем в полном объеме развернуть на территории областного центра реализацию совместного проекта Всемирного банка и Минтранса России по совершенствованию транспортной системы. Благодаря этому колоссальные средства будут  вложены в обновление транспортной инфраструктуры и подвижного состава муниципального пассажирского транспорта. Будем активно использовать другие возможности для участия в совместных проектах федерального и регионального уровней.  

 Хотелось бы отметить, что, определенные проблемы, связанные с исполнением бюджета, мы испытывали и в 2013 году. Снижение доходов, главным образом от того, что город по известной причине не дополучил 400 млн. рублей земельного налога, не могло не сказаться на темпах роста и объемах финансирования объектов социальной сети. Тем не  менее, нам удалось вдвое увеличить объемы капитального ремонта дорог, начать комплексное благоустройство улиц, открыть новую школу в 28 микрорайоне, активно заниматься вопросами расширения сети учреждений дошкольного образования. Большой задел выполнен по реконструкции действующих и строительству современных детских садов. В период 2013 – 2014 годов в разных районах города планируется сдать в эксплуатацию 8 объектов.

Несмотря на сложности формирования бюджета 2014 года, мы смогли обеспечить баланс финансирования всех социальных обязательств: содержание бюджетной сети, повышения согласно Указам Президента России средней заработной платы педагогам, в том числе дополнительного образования, а также работникам культуры.

В представленном проекте предусмотрен и бюджет развития города: 360 млн. рублей будут направлены на капитальное строительство – детских садов, школ, спортсооружений, инженерной инфраструктуры, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Понятно, что сумма не слишком впечатляющая. В лучшие в финансовом отношении для города годы на эти цели направлялось до одного миллиарда рублей. И все-таки движение вперед будет обеспечено.

Ни в коем случае не будем останавливаться и в развитии системы общественного самоуправления, которая была сформирована  и успешно начала действовать в нынешнем году. Как известно, не обошлось без трудностей в освоении выделенного каждому из 35 советов общественности на благоустройство территории одного миллиона рублей. Недочеты учтены и в будущем не должны повториться. В бюджете следующего года  деньги заложены в том же объеме. Кроме того, мы договорились, что средства, которые по объективным причинам не удалось реализовать на проекты советов общественности в нынешнем году, не перераспределять. Они также будут использованы Советами общественности. 

Как и в 2013 году наши усилия должны быть направлены, в первую очередь, на развитие экономики и инфраструктуры в интересах населения, дальнейшее укрепление института местного самоуправления. На это нацелена и начатая большая работа по формированию новой Стратегии Липецка 2035.

Успехов в реализации поставленных задач мы сможем достичь только при согласованной работе органов местного самоуправления, поддержки и активного участия жителей города.