О Липецке

 

 

Продукция Липских железоделательных заводов


Герб Липецка, 1781 год      Современный герб Липецка

Христо-Рожденственский собор, фото начала XX века

Курзал Липецких минеральных вод

Липецкий железнодорожный вокзал, фото 1890 г.

Сокольский завод, фото нач. ХХ века

Памятник городскому Главе Клюеву


В небе пилотажная группа "Соколы России"

Строительство металлургического завода, 1931 год

Липецкие тракторы

Вечный огонь на Площади Героев


Липецк, 1965 год

Центр города, 1982 год

Липецк, 2013 год

Липецк, 2013 год

    История земли Липец­кой ярко олицетворяет историю нашего Отечества, это часть России, раски­нутая по берегам притока Дона - реки Воронеж. Наш город формировался на основе великорусского, общинного и православного крестьянства - основы нашего государства во все времена.
     Время возникновения поселения на месте современного Липецка спор­но, и дискуссия продолжается до сих пор. Земля наша осваивалась еще с конца XVI в. крестьянами бояр Романовых. Липецк вырос близ села Липские Студёнки Малые, которое возникло в самом начале XVII в. Рядом были рас­положены несколько крестьянских и однодворческих сёл - Большие Студён­ки, Сырское, Дикое, Коровино. Эти селения постепенно вошли в черту Ли­пецка, позднее - и село Сокольское (прежний город Сокольск).


Петровская эпоха


   Cерьезное значение эти края приобретают в петровскую эпоху - в свя­зи со строительством флота и созданием железоделательных Липских (Ли­пецких) заводов. Заводы возникают в 1703 г., как и металлургическая и ору­жейная мануфактуры, построенные в том же году, для снабжения воронеж­ских верфей и кораблей железом и пушками.
     Осенью 1703 г. Липецкие заводы стали функционировать и в после­дующем непрерывно расширялись. Позднее они разделились на Верхний и Нижний заводы, каждый со своей плотиной. Заводской поселок «Липские железные заводы» возник вместе с заводом в 1703 г. Наивысшего развития заводы и поселок работных людей при них достигли в начале 1720-х гг. За­тем значение металлургии в Черноземье стало уменьшаться. После передачи заводов в частные руки (1755 г.) производство на них сократилось, а в 1795 г. они были закрыты. Но благодаря заводам возник город Липецк, заложивший традиции металлургии в Черноземном сельскохозяйственном центре России.
    В 1779 г. поселок Липских железных заводов был переименован в го­род Липецк и получил статус уездного центра Тамбовского наместничества (с 1796 г. - губернии), каким и оставался до административных преобразова­ний 20-х гг. XX в. 16 августа 1781 г. был утвержден герб Липецка. На момент присвоения городского статуса в Липецке проживало 5971 человек. Образо­вание города из заводского поселка было явлением уникальным для региона.
         В 1791 - 1805 гг. сооружается главная духовная святыня города - Христо-Рождественский собор, ставший и архитектурной доминантой города, одним из символов Липецка. Окончательное завершение архитектурного об­лика Собора относится к 1842 г.


Липецкий курорт


В XIX в. несколько явлений отличили судьбу Липецка от многих дру­гих уездных центров. Самым главным, обозначившим своеобразное состоя­ние города, было существование курорта - Липецких минеральных вод. Ку­рорт оказал большое воздействие и на развитие медицинской составляющей России и определил значение Липецка. Первооткрывателем минеральных ис­точников легенды называют Петра Великого, но официальное существование курорта «Липецких минеральных вод» было закреплено в 1805 г. В этом го­ду, 25 апреля по старому стилю, император Александр I наложил резолюцию на доклад министра внутренних дел В.П. Кочубея об устройстве курорта в Липецке - «Быть по сему». Тогда же император утвердил и генеральный план города, в соответствии с которым Липецк и строился.
    Вскоре Липецкий курорт стал очень популярен среди провинциально­го, да и столичного дворянства, поскольку наполеоновские войны в Европе с 1805 г. ограничили возможности лечения за границей.
     Курорту Липецк обязан и тем, что его в 1837 г. посетил наследник рос­сийского престола Александр (будущий Александр II), вместе с В.А. Жуков­ским, оставившим зарисовки города, Каменного лога и Собора. Наследник выдал на благоустройство курорта 1 тыс. руб.
    Еще одно событие, случившееся в городе, до сих пор обращает на себя внимание. Это - июнь 1879 г., съезд в Липецке революционеров, сторонни­ков политической борьбы. 11 молодых людей (в том числе А.И. Желябов) создали Исполнительный Комитет русской социально-революционной пар­тии, ставший ядром возникшей вскоре тайной организации «Народная Воля». Именно эта организация в 1881 г. осуществила убийство императора Алек­сандра II. Участники съезда приняли главное для революционной мысли того времени решение - о необ­ходимости ведения политической борьбы, а среди способов наметили и тер­рор, но он не был ни единственным, ни основным.
Во второй половине XIX в. начинается быстрое экономическое разви­тие нашего города. В городе в конце 60-х - начале 70-х гг. промышленность была представлена 34 полукустарными предприятиями с 344 работниками.
    В конце 60-х гг. была построена Орловско-Царицынская железная до­рога, прошедшая в 2-3 верстах от Липецка (1868 г.).


ХХ век


    В 1899 г. закладывается первая домна Сокольского металлургического завода, вскоре оказавшегося в границах города Липецка. 15 мая 1902 г. домна была пущена, в 1913 г. - вторая. Этим восстанавливалось металлургическое производство в Центральном Черноземье - на базе Липецких рудников, в ко­торых добывалась железная руда.
     В начале XX в. успешной была деятельность городского головы М.А. Клюева. По его инициативе и при его участии было создано попечительство детских приютов, городская амбулатория для приходящих больных и пр.
     В 1918г. в Липецке была создана школа подготовки летного состава. Одной из интересных страниц истории города является функционирование в нем немецкой школы по подготовке военных летчиков (1925-1933 гг.). Также продолжалась и подготовка советских авиаторов. В 1927 г., когда уже дейст­вовала немецкая авиашкола, здесь проходил переподготовку В.П. Чкалов, показавший высочайший уровень летного мастерства, восхитивший и немец­ких летчиков, и руководство ВВС. Выдающимся советским летчиком, одним из первых Героев Советского Союза, покорителем Северного полюса стал липчанин М.В. Водопьянов (1899-1980).
    После закрытия немецкой авиашколы в Липецке создана Высшая лёт-но-тактическая школа Военно-Воздушных сил Красной Армии (1933-1938), а после преобразований функционирует Центр боевого применения и переучи­вания лётного состава. Высокий уровень подготовки летчиков отмечен тем, что в Липецке прошли подготовку несколько космонавтов, а героизм пилотов проявился в подвигах Л.А. Кривенкова и СМ. Шерстобитова, Е.И. Захарова и В.И. Новоселова, которые ценой собственной жизни увели падающие са­молеты (1968, 1987 гг.) от населенных пунктов.
    Самое значительное, что создается в Липецке с конца 20-х гг. и вплоть до сего времени, то, что определяет уровень развития и значение нашего го­рода - формирование в городе мощной металлургической базы. Очевидна преемственность в развитии металлургической базы в Липецке от петровских времен.
    В конце 20-х гг. ведется планирование, а в начале 30-х гг. начинается строительство и, в дальнейшем, работа крупнейшего металлургического предприятия страны - Новолипецкого металлургического комбината (НЛМЗ -НЛМК).
    6 апреля 1930 г. постановлением Президиума ВСНХ СССР, а 25 фев­раля 1931 г. СНК СССР были приняты решения о строительстве Липецкого завода по производству литейного чугуна. Начальником строительства, а за­тем и первым директором завода был назначен Я.А. Берзин. 7 ноября 1934 г. первая липецкая домна дала чугун.
       В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. липчане героиче­ски сражались на ее фронтах. С поля боя не вернулись семь тысяч липчан. Город наш - родина 6 Героев Советского Союза, героически защищавших страну в годы Великой Отечественной войны. 
    В 1943 г. в городе развернулось строительство тракторного завода, который уже 1 июня 1944 г. выпустил первый трактор и стал давать так необходимые стране сельскохозяйственные машины. Дальнейший рост тракторного завода связан с деятельностью его директора, выдающегося организатора производства В.Я. Клименкова (1909 - 1976).
    Мощный толчок развитию города был дан созданием 6 января 1954 г. Липецкой области. Липецк стал развиваться как крупный промышленный и культурный центр. Вы­росла численность населения города. Если в 1939 г. население города состав­ляло 67 тыс. человек, то в 1957 - 157 тыс., а в 1970 - 289 тыс. чел. Был соз­дан ряд значимых промышленных, социальных и культурных объектов. Не­обходимую для страны продукцию производили заводы города - Центролит, Радиаторный, Трубный, Липецкий Тракторный, старейшее металлургиче­ское предприятие города - Сокольский металлургический.
     В связи с развитием заводов на левом берегу р. Воронеж и поселков при них был построен и 26 октября 1958 г. открыт первый мост через реку.


Современный Липецк


      Сегодня Липецк - современный и динамично развивающийся город. По данным переписи 2010 г. его население соста­вило 511 143 жителя.  Он известен в России и за рубежом как крупный производитель стали и проката, белой техники, соков и минеральной воды, как центр подготовки асов отечественной авиации. Здесь сосредоточены предприятия, которые своей успешной работой обеспечивают социальную стабильность всей области: флагман отечественной металлургии Новолипецкий комбинат и старейшая в отрасли металлургическая компания "Свободный сокол", заводы компании "Индезит", выпускающие холодильники и стиральные машины. Создан мощный потенциал строительства и стройиндустрии - действуют заводы по производству цемента, силикатных изделий, железобетонных перекрытий, пластиковых окон. Широко представлена пищевая, перерабатывающая, легкая промышленность, насыщен предприятиями торговли потребительский рынок.
    Город имеет разветвленную, отлаженную инфраструктуру. С 2002 года, органами местного самоуправления был взят курс на комплексное благоустройство его территории. В течение пяти лет капитально отремонтированы все основные магистрали, сотни дворов, реконструированы пять парков, построено несколько фонтанов. Два из них - каскадный и цветомузыкальный - не имеют аналогов в Центральном федеральном округе. Ежегодно вводятся в эксплуатацию новые социальные объекты - школы, детские сады, учреждения здравоохранения и культуры.
 

Информация подготовлена сотрудниками исторического факультета Липецкого государственного педагогического университета,  Л.И.Земцовым и Г.Л. Земцовым

   

 

Старый Липецк

  • Петровский спуск, фото 1930-х годов
  • Гостиница "Советская", 1950-е годы
  • Городской сквер на улице Первомайской, 1980-е годы
  • Вид на площадь Плеханова, 1980-е годы
  • Липецкая казенная гостиница, нач.ХХ века
  • Центральный рынок, 1996 год
  • Центральный универмаг, 1960-е годы
  • Улица Колхозная (современный проспект Победы), 1967 год
  • Зажжение Вечного огня на площади Героев Героем Советского Союза И.Ф. Кованевым, 1967 год
  • Посетители Липецкого курорта, нач. ХХ века
  • Курзал, фото нач.ХХ века
  • Площадь Мира, 1972 год
  • Древне-Успеская церковь, 1880 год
  • Улица Неделина, 1967 год
  • Строительство Новолипецкого металлургического завода, 1931 год
  • Улица Одноличка (современная улица Гагарина), 1950 год
  • Открытие Мемориального комплекса на площади Героев, октябрь 1967 года
  • Петровский спуск, фото нач. ХХ века
  • Площадь Плеханова, 1980-е годы
  • Площадь Мира, 1965 год
  • Улица Советская, 1980-е годы
  • Петровский спуск, 1933 год
  • Тетральная площадь, 1982 год
  • Продукция Липецкого тракторного завода
  • Стадион "Металлург", 1940-е годы
  • Улица Плеханова, 1980-е годы

Использованы фотоматериалы из фондов Архивного управления администрации города Липецка и фондов архивов Липецкой области

Современный Липецк

  • Площадь Героев
  • Площадь Петра Великого
  • Площадь Ленина-Соборная
  • Улица Советская. Каскад фонтанов.
  • Площадь Революции
  • Набережная

Награды города