Публичный отчет главы города Липецка о деятельности администрации в 2013 году

Публичный отчет главы города Липецка  о деятельности администрации в 2013 году

Липецк в цифрах











 

 

 

 

 

 

Уважаемые липчане!

Насколько содержательным был этот период для развития Липецка, можно судить по фактам и цифрам. Мне бы хотелось сегодня остановиться на наших приоритетах и обозначить важнейшие задачи на перспективу. 

Начну с итогов развития экономики – той базы, которая формирует наши возможности и, соответственно, благосостояние города и его жителей.

В 2013 году экономика муниципального образования, в силу промышленной специфики, вновь столкнулась со сложностями. Ухудшение макроэкономической ситуации непосредственным образом сказалось на базовой отрасли – металлургии. Отрасль несла убытки в связи со снижением цен на сталь. А это повлекло за собой снижение ряда ключевых показателей. Индекс промышленного производства оказался  ниже уровня 2012 года.

В то же время количество малых и средних предприятий в 2013 году выросло на шесть процентов. Здесь стоит отметить, что авторитетный журнал «Форбс» впервые включил город Липецк в тридцатку лучших городов для бизнеса.

Внешние негативные факторы не отразились на социальном самочувствии липчан. Уровень безработицы вновь снизился. А вот заработная плата липчан остается стабильно высокой.

В сопоставлении с данными 2012 года она повысилась на 11 процентов. Косвенным подтверждением роста благосостояния граждан является и увеличение покупательского спроса. Оборот розничной торговли в 2013 году вырос на десять процентов.

В 2013 году Липецк и Липецкая область вошли в тройку лидеров страны, приблизившись к показателю, поставленному Правительством в качестве ориентира – один квадратный метр жилья на каждого жителя.

Разработаны и утверждены проекты планировок различных районов Липецка: части жилого микрорайона Трактростроителей, микрорайонов 29 и Университетского и других. За счет бюджетных  средств были построены сети водоснабжения в семи районах частного сектора Липецка, введена в эксплуатацию насосная станция, выведены на полную мощность распределительные пункты электроэнергии 7-го микрорайона. Для новых микрорайонов также проведены работы по строительству магистральных сетей.

Благодаря социальным проектам по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья второе рождение переживает отдаленный от центра города микрорайон Тракторостроителей, где много лет не было жилищного строительства. Два многоэтажных жилых дома там уже заселены, на подходе еще два на улице Шаталовой.

В 2013 году мы начали поднимать важный пласт. Я говорю об общественных пространствах - части понятии «комфортная городская среда». В диалоге с жителями, при широком общественном обсуждении, выполнен проект комплексного благоустройства Нижнего парка, учитывающий необходимость водопонижения грунтовых вод и восстановления Петровских прудов. Разработан проект комплексного благоустройства улицы Плеханова, выполнены подобные проекты и для других центральных городских магистралей.

Несколько лет назад мы облагородили один из участков Каменного лога. Пора делать следующий шаг. Есть планы расчистить лог и проложить по всей его восьмикилометровой длине велосипедные дорожки – от 19 микрорайона до центра города. Постепенно будем выделять из бюджета деньги и на эти нужды.

Планируем свой завтрашний день. Начата разработка Генерального плана города в комплексе со Стратегическим планом до 2035 года. Выявлены основные точки роста, границы перспективных зон опережающего развития, определены основные тенденции для Липецка: формирование общественно-делового центра, приоритетное развитие жилой застройки, развитие рекреационных зон, создание современных инженерной и транспортной инфраструктур.

Неотъемлемая часть комфорта – благоприятная экология. Мы прилагаем усилия для улучшения обстановки. На протяжении последних лет экологическая ситуация в Липецке стабилизировалась. Значение комплексного индекса загрязнения атмосферного воздуха в 2013 году улучшилось.

Транспортная инфраструктура – предмет нашего пристального внимания. Накопившиеся в ходе недоремонтов в предыдущие годы проблемы удается постепенно решать. Третий год подряд город получает из областного центра ощутимую поддержку. В 2013 году это около 300 миллионов рублей, что позволило капитально отремонтировать почти 300 тысяч квадратных метров автомобильных дорог. Эти метры даются непросто. Ощущается дефицит подрядных организаций, участвующих в торгах за муниципальные контракты. Отсюда порой неудовлетворительное качество выполненных работ. В 2013 году мы начали работу по организации контроля за работой подрядных организаций на всех этапах, чтобы качество дорожного покрытия удовлетворяло липчан. А уже с этого года вводим двухступенчатый контроль качества при производстве дорожных работ. Сейчас на гарантии находится 91 дорожный объект. По условиям контракта, подрядчик несет за них ответственность в течение четырех лет.

Результатом комплексной работы администрации города по дорожному ремонту, строительству и модернизации движения стало снижение социальной напряженности в этой сфере. По итогам социологического мониторинга показатель удовлетворенности населения в сфере дорожно-транспортного хозяйства за последние два года вырос на 10%. И это лучшая оценка работы.

Но есть еще над чем работать. Необходимо решать вопросы реорганизации дорожного движения в целом, поскольку количество автомобилей растет с каждым днем. Сегодня это уже без малого 200 тысяч единиц автомобильного транспорта. Требуются колоссальные инвестиции, которые городскому бюджету не под силу. И здесь мы можем с уверенностью говорить о результатах большой и кропотливой работы с Министерством транспорта России и Всемирным банком, результатом которой станет реорганизация дорожного движения в городе Липецке, развитие трамвайного и троллейбусного сообщения, совершенствование электронных систем управления дорожным движением. Подготовка к реализации проекта практически завершена. В течение пяти лет Липецк получит более двух миллиардов рублей. Для областного центра это не кредит. Все обязательства перед банком берет на себя Минтранс. Город получит инвестиции в чистом виде. Первый транш ожидаем в конце 2014 – начале 2015 года.

Жилищно-коммунальное хозяйство остается одной из самых проблемных сфер не только в нашем городе, но и в целом в стране. Важнейшая задача – вовлечение собственников в процесс управления многоквартирным домом, ломка стереотипа «общее – значит ничье». Это работа с отсроченным результатом, но он есть. Количество домов, собственники которых предпочли способ непосредственного управления, увеличилось до 20%.

Актуальным для жителей является вопрос урегулирования часто непростых отношений с управляющими компаниями. Понятно, что эксплуатирующие организации частные, и возможности муниципалитета влиять на их деятельность законодателем ограничены. Понятно, что неудачный выбор обслуживающей компании – сегодня ответственность собственника жилья. Тем не менее, недопустимо оставлять людей один на один с недобросовестными коммунальными коммерсантами, которые этой ответственности пока не сознают или не понимают. Мы бесплатно обучаем липчан по программе «Управдом», и это дает хорошие результаты в домах, перешедших к самоуправлению. Большие надежды в наведении порядка возлагаются на лицензирование управляющих компаний.  Однако, это все же не гарантия решения проблемы. Надо использовать и иные подходы. Альтернативой должна стать созданная в прошлом году муниципальная управляющая компания. Пока она берет на обслуживание непривлекательный для частников жилищный фонд. Однако в перспективе составит реальную конкуренцию коммерческим организациям. В этом году попытаемся открыть  еще несколько муниципальных компаний, а, возможно, и народное предприятие.

Социальный блок - очень важная и большая сфера, где закладывается здоровье, культурный уровень и образование наших граждан, а значит будущее страны, региона и города. Напомню, что бюджет Липецка является социально ориентированным.

На высоком уровне традиционно находятся качественные и количественные показатели липецкого образования. Здесь мы уже привыкли к достижениям – высочайшие баллы по ЕГЭ, победители всероссийских и региональных олимпиад – поэтому остановлюсь на задачах, которые только предстоит решить.

В минувшем году были объединены два профильных департамента, и это позволило более последовательно решать проблемы отрасли. Так, взамен отдельным учреждениям для детей дошкольного и младшего школьного возраста появились образовательные комплексы. К радости, не устаем говорить о росте численности детей. Только среди школьников ежегодный прирост составляет около тысячи человек в год. Поэтому строительство школ и детских садов для нас остается крайне актуальным. За два минувших года мы создали более 5300 новых мест в детских садах, открыли начальный блок на 210 мест школы №18 в 28-ом микрорайоне города.

В 2014 году работы продолжаются: откроем еще два детских сада, вторую очередь школы. Привлекаем в эту сферу бизнес, помогаем ему. Сейчас услуги дошкольного образования оказывают 39 организаций и индивидуальных предпринимателей города, из них 8 организаций оформлены как частные детские сады. Апробирована новая форма получения дошкольного образования – семейные группы.

Есть уверенность в том, что общими усилиями мы снимем проблему обеспечения местами малышей от 3 до 7 лет уже в этом году.  И затем вплотную подойдем к решению аналогичных вопросов для детей ясельного возраста.

Удается поэтапно решать одну из главных проблем системы образования – кадровую. В 2013 году, впервые за несколько лет, можно говорить об уменьшении оттока кадров из отрасли и сокращении числа вакансий. Способствовало этому повышение оплаты труда. Так, заработная плата педагогических работников учреждений дошкольного образования по итогам 2013 года увеличилась на 67%! Хорошей поддержкой квалифицированных кадров стало выделение бесплатных социальных квартир бюджетникам. В 2013 году в новый муниципальный жилой дом въехали 62 семьи педагогов, медработников, сотрудников учреждений культуры и спорта.

С большим успехом прошедшая минувшей зимой Олимпиада в Сочи дала мощный импульс развитию массового спорта по всей стране. В 2013 году проводилась работа по дальнейшему развитию спортивной базы города. Завершено строительство двух теннисных кортов и волейбольной площадки в районе МЖК, футбольного поля на стадионе «Янтарь», хоккейной коробки в пос. Дачный  и спортивной площадки в пос. Силикатный. Продолжается строительство плавательного бассейна в пос. Матырский.

На 2014 год задан новый вектор развитию массового спорта – работа с жителями всех возрастов на дворовых спортивных площадках под руководством тренеров муниципального учреждения «Спортивный город».  

К организации мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни, соревнований по дворовым видам спорта подключились  департамент территориального управления и советы общественного самоуправления, созданные в прошлом году и доказавшие свою эффективность в решении самых разных городских проблем.

В них входят липчане с активной жизненной позицией, которые помогают нам решать проблемы территорий. Они уже продумали программы развития своих территорий и при финансовой поддержке муниципалитета постепенно их реализуют. За это я, как глава города, благодарен им от всей души. Опыт для нас новый, но, несомненно, удачный.

В жизни города активно участвует и молодежь. Впервые в Липецке в 2013 году для молодых липчан администрацией была разработана городская целевая программа «Молодежь города Липецка». По итогам года на 6% больше молодых людей  граждан, приняли участие в мероприятиях, организованных администрацией города.

Совместное управление городом гражданами и властью – залог более эффективного развития муниципалитета.

Пожалуй, сегодня мы находимся на этапе переосмысления деятельности администрации, стремимся более четко соотнести потребности горожан с возможностями  их реализации органами местного самоуправления. Люди сейчас живут не только сиюминутными заботами, они хотят видеть долгосрочную перспективу – каким станет Липецк не через год, а через десятилетия, какое место для себя найдут в городе будущего их дети?  К необходимости расширения горизонта нашего планирования, к актуальности постановки и поэтапного решения долгосрочных задач я говорил уже на расширенном заседании коллегии, которая состоялась в администрации города в феврале месяце. И сейчас я еще раз подчеркиваю важность такого планирования, как для исполнительной власти, так и для законодательной.

Четкие задачи перед управленческой командой администрации и департаментов поставлены. Как глава города я буду требовать их неукоснительного исполнения.