Опрос общественного мнения

 

В феврале 2006 года в рамках работы над Стратегическим планом развития города Липецка на период до 2016 года среди населения и экспертных групп были проведены массовые опросы общественного мнения. Известно, что эффективность экономической и социальной политики, проводимой администрацией города, во многом зависит от того, насколько она учитывает интересы жителей и профессиональных кругов города. Поэтому главная задача исследований состояла в том, чтобы определить приоритетные в глазах населения направления и проблемы, разработка которых способна придать импульс реформированию и общему развитию экономики города.
Общественное мнение наравне с экономическими и социальными факторами послужит выработке основ и системы приоритетов стратегического плана развития города.
Опрос проводился по территориально-географическому принципу по четырём территориальным округам г. Липецка. Всего пройдено 65 маршрутов по улицам города. Использована методика домашнего интервью по месту жительства респондента. В опросе приняло участие взрослое население города старше 18 лет. 75% опрошенных - это люди в возрасте от 26 лет и до 55 лет, 19% составляет молодое поколение от 18 до 25 лет, и 11% - это люди старше 56 лет.
Вот некоторые общие выводы, сделанные на основании результатов опроса.
Опрос свидетельствует, что основная часть горожан (более 50%) - это коренное население, проживающее в городе свыше 20 и 30 лет. Люди родились в городе, и уезжать не собираются. Только 1% респондентов имеют реальные планы по переезду и 5% намерены это сделать при определенных условиях. Среди причин, по которым люди хотят уехать, основными являются:"перспективная работа и рост карьеры" - 45%; для 38% причины отъезда "личные или семейные". Фоновые показатели формируют молодые люди от 18 до 25 лет.
К сожалению, 89% респондентов "не планируют больше появление детей в своей семье", а планирует - всего 9%. Согласно статистическим данным, в 2005 году в России приходился 1,7 ребенок на семью. А согласно опросу на каждую липецкую семью приходится 1,5 ребенка.
Основные затраты рядовой липецкой семьи приходятся: на питание - 51%; на коммунальные услуги - 25%. "Накопления" и "другое" (одежда, непредвиденные расходы, ремонт, покупки бытовой техники и проч.) составляют в общем объеме затрат около 14%.
47% опрошенных считают, что "материальное благополучие человека" зависит от самого человека, и столько же, т.е. 47% - что от "внешних обстоятельств". В возрастных категориях от 18 до 36 лет преобладает мнение, что для достижения материального благополучия лучше опираться на собственные силы. В возрастной категории от 36 до 45 лет оценка влияния на материальное благополучие внешних обстоятельств усиливается, в категории старше 56 лет (72%) - начинает преобладать.
Приятно констатировать, что Липецк - город реальных оптимистов. Около 59% респондентов ответили, что довольны своей жизнью. 41% - частично или совсем недовольны своей жизнью. Но в целом перевес оптимистических настроений над пессимистическими преобладает.
52% считают, что живут обеспеченно; бедно - 38%.Определение самими респондентами своего материального благосостояния в сравнении с официальным прожиточным минимумом по области (2368 рубля на человека) свидетельствует, что ниже прожиточного минимума проживает 25% опрошенных; выше - 41%, на уровне прожиточного минимума- 33%.
Оценки своего материального положения свидетельствуют о том, что большинство липчан причисляют себя к категории средне обеспеченных граждан.
За последние 5 лет жизнь в городе "изменилась к лучшему" - так считает 67% участников опроса.
Основными приоритетами социально-экономической политики города, способствующими повышению жизненного уровня, липчане назвали следующие направления городского хозяйства:
работа городского ЖКХ - 65%;
медицинское обслуживание - 56%;
проблемы детей и молодежи- 52%;
охрана общественного порядка - 46%;
социальная защита населения - 39%;
экология - 36%;
жилищное строительство - 27%.
В ближайшие 10 лет в результате осуществления плана стратегического развития липчане хотели бы видеть Липецк "крупным промышленным центром с многоотраслевой экономикой" - 60%. И в то же время, город должен сохранить "статус благополучного благоустроенного города России" - 52% . Кардинальная смена направления стратегического развития города, будь то развитие города как туристического или образовательного центра, находит поддержку только у 25% опрошенных. Стратегическое направление, выраженное кратко как "основой развития должна стать черная металлургия" - 25% - вполне вписывается в видение города "крупным промышленным центром". Менее всего липчане связывают перспективы развития своего города с малым и средним бизнесом - 13%.
48% респондентов уверены, что через 10 лет жизнь в городе "изменится к лучшему". 32% затруднились делать прогноз. 8% ожидают ухудшения ситуации, а 13% считают, что ничего меняться не будет.
Люди проявили интерес к разработке и обсуждению в средствах массовой информации Стратегического плана развития города и к его отдельным разделам. 36% опрошенных готовы принять участие в обсуждении проекта, некоторые предложили внести свои предложения по темам: ЖКХ, спорт, борьба с бедностью, здравоохранение и др.
Таким образом, экономические условия проживания в городе и социальное самочувствие сегодня соответствуют в основном массовому представлению о том, как должен развиваться город и в дальнейшем. Приоритетное развитие городских структур жизнеобеспечения, развитие рынка труда, жилищного строительства, создание рабочих мест находят одобрение и поддержку среди населения, которое видит Липецк и в перспективе крупным промышленным центром страны, сохраняющим статус благоустроенного и благополучного города Центральной России.
 
Миссия города
SWOT-анализ
Прогноз демографической ситуации до 2017 года