Итоги реализации Стратегического плана развития города Липецка до 2016 года

 
 
Стратегический план развития города Липецка до 2016 года разрабатывался в 2006 году. Перспективные направления развития города представлены в нем в рамках трех основных блоков: "Городское хозяйство", "Производственно-хозяйственный комплекс" и "Социальная сфера", которые наполнены перечнем конкретных мероприятий. Результативность реализации плана определяется на основе значений 33 показателей эффективности.
 

N п/п

Показатель

Единица измерения

2005

01.01.2015 (факт)

2016 (план)

1.

Численность постоянного населения

тыс. чел.

502,0

510,2

497,28

2.

Комплексный индекс загрязнения атмосферы (КИЗА5)

ед.

8,99

менее 5

7 - 13

3.

Уровень безработицы

%

0,9

0,49

0,7

4.

Среднедушевые денежные доходы

рублей

6000

25200

16000

5.

Обеспеченность больничными койками на 10 тыс. населения

шт.

80

36,4

80

6.

Амбулаторно-поликлинические учреждения

ед.

32

27

33

пл. мощ.

16835

16800

17635

посещ.

6422997

4154777

6539000

7.

Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения

чел.

36,1

25,7

41

8.

Обеспеченность средне-медицинскими работниками на 10 тыс. населения

чел.

94,1

62,4

114,3

9.

Среднее время приезда скорой помощи

мин.

25

25

20

10.

Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях

%

47

89,0

92

11.

Обеспеченность учреждений дошкольного образования педагогическими кадрами (воспитатели)

%

95

98,8

100

12.

Численность учащихся государственных школ, занимающихся в первую смену

%

70,7

79,8

100

13.

Охват детей образованием повышенного уровня (лицеи, гимназии, профильное обучение)

%

36,3

28,6

50

14.

Охват детей образованием в режиме "полного дня"

%

2

4,4

14

 

Обеспеченность спортивно-оздоровительными учреждениями

 

 

 

 

15.

спортивными залами

%

23,2

30,0

26,8

16.

бассейнами

%

4,7

7,4

5,3

17.

плоскостными спортивными сооружениями

%

27,7

30,1

31,7

18.

Доля городского населения, организованно занимающегося физкультурой и спортом

%

17,2

25

27

19.

Доля учащихся в музыкальных, художественных школах и школах искусств

%

12

15

15

20.

Обеспеченность жильем

кв. м/на 1 чел.

20,9

24,8

24,4

21.

Ввод нового жилья

кв. м/на 1 чел.

0,53

1,0

0,8

22.

Доля ветхого жилищного фонда во всем жилищном фонде

%

0,3

0,569

0,1

23.

Индекс промышленного производства

%

100

- <*>

107

24.

Количество малых предприятий

ед.

5538

10794

7000

25.

Количество индивидуальных предпринимателей

тыс. чел.

14,6

12,8

27,0

26.

Число основных телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования - всего

тыс. ед.

182,38

152,24

213

27.

Количество абонентов сети Интернет

тыс. аб.

22,8

133,6

62

28.

Количество подвижного состава

ед.

1048

724

1257

29.

Протяженность маршрутной сети

км

1132

1273,0

1290,7

30.

Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям

млн. руб.

8143

51800

18000

31.

Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей

кв. м

296

648

700

32.

Обеспеченность посадочными местами в открытой сети предприятий общественного питания на 1000 жителей

ед.

21

37,9

40

33.

Объем бытовых услуг на душу населения

руб.

2716

- <*>

6000


<*> Показатель не рассчитывается Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области

 На основании приведенных в таблице данных можно сделать вывод о фактическом достижении и перевыполнении 55% плановых показателей.

Так, на 2016 год прогнозировался демографический спад, однако в 2014 году население Липецка превысило отметку 510 тысяч человек.

Аналогичным образом ситуация сложилась и с обеспеченностью спортивно-оздоровительными учреждениями (спортивные залы, бассейны). Улучшение инфраструктурного обеспечения произошло за счет ввода в эксплуатацию новых объектов как муниципалитетом, так и частными инвесторами.

Рекордно низкий уровень комплексного индекса загрязнения атмосферы (менее 5) для города Липецка зафиксирован в 2014 году. Это - во многом результат системной и успешной работы ПАО "НЛМК" по сокращению воздействия на окружающую среду в рамках "Экологической программы 2020". Металлургическим гигантом был реализован целый ряд природоохранных мероприятий, которые позволили предприятию не только нивелировать воздействие на атмосферу, вызванное ростом производства, но и сократить его.

Выше прогнозируемого оказался рост среднемесячных доходов на душу населения, которые сегодня составляют более 25 тысяч рублей. Превышены плановые значения по показателям обеспеченности жильем на 1,6% и вводу нового жилья на одного жителя на 25%.

Развитие потребительского рынка характеризуется положительной динамикой. Обеспеченность населения торговыми площадями в 2014 году превысила нормативный уровень на 6,8% и составила 648 кв. м на тысячу человек. Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям практически в три раза превысил значение, которое предполагалось достичь в 2016 году.

Однако по количеству индивидуальных предпринимателей плановые значения достигнуты не были. К 2016 году людей, занимающихся этой деятельностью, должно было быть не менее 27 тысяч, но по факту 2014 года можно сделать вывод о том, что заявленной "нормы" достигнуть не удастся. Это обусловлено прежде всего тем, что в 2011 году в 2 раза увеличились ставки по страховым взносам, в результате большинство индивидуальных предпринимателей изменили организационно-правовую форму собственности. Также на величину данного показателя повлияла корректировка налоговыми органами базы налогоплательщиков в части исключения из своих реестров предпринимателей, фактически не осуществляющих деятельность.

Обеспеченность больничными койками характеризует потенциальные возможности здравоохранения города Липецка. Снижение данного показателя в 2014 году связано с реструктуризацией и оптимизацией сети лечебных учреждений.

Снижение охвата детей образованием повышенного уровня обусловлено необходимостью приведения правового статуса общеобразовательных учреждений в соответствие с требованиями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, отменившего существующую до 2013 года их видовую классификацию.

Доля детей, обучающихся в образовательных учреждениях во вторую смену, ежегодно сокращалась, но запланированного результата по данному показателю достичь не удалось в связи с ежегодным (с 2009 года) увеличением контингента школьников в среднем на тысячу человек.

Также для итоговой оценки действующей Стратегии использовались результаты социологических опросов населения.

Первый опрос был проведен в начале 2006 года, то есть в период разработки действующего Стратегического плана, второй - в конце 2015 года.

Сравнивая итоги исследований, можно сделать следующие выводы:

- в городе в основном преобладает коренное население, большая часть которого родилась в Липецке и уезжать не собирается. В то же время за 9 лет доля респондентов, которые готовы сменить место жительства при определенных условиях, увеличилась с 5% до 22%. Реальные планы по переезду имеют 6%, тогда как ранее к этому был готов только 1% населения;
- среди причин, по которым люди хотят уехать, основными являются: "перспективная работа и рост карьеры" - 46%; для 29% отъезд связан с учебой и будущим детей. Для 25% респондентов "экологическое состояние окружающей среды" также является веской причиной для смены места жительства;
- на вопрос "Сколько всего детей планируется иметь в вашей семье?" ответы распределились следующим образом: 82% респондентов "не планируют больше появление детей в своей семье", 13% планируют, что в их семье будет не больше одного ребенка, 3% - что не больше двух, 2% намерены иметь троих детей. Необходимо отметить, что ранее рождение двоих детей предусматривали 11% респондентов.

По-прежнему среднемесячный доход семьи в основном тратится на питание - 43% и коммунальные услуги - 28%. Доля расходов граждан на образование и организацию досуга увеличилась с 6% до 10% и с 4% до 12% соответственно.

Определение самими респондентами своего материального благосостояния в сравнении с официальным прожиточным минимумом, установленным на региональном уровне, свидетельствует, что ниже прожиточного минимума проживает 28% опрошенных; выше - 26%, на уровне прожиточного минимума - 43%.

За прошедшие 9 лет доля респондентов, проживающих на уровне прожиточного минимума, увеличилась на 10%. Данные результаты нельзя однозначно отнести к разряду позитивных, так как количество липчан, проживающих ниже прожиточного минимума, практически не изменилось, а доля граждан, оценивающих свой доход выше данной величины, снизилась на 15%.

Определяя свое материальное положение безотносительно официального минимума, оценки людей становятся более категоричными: 57% считают, что живут обеспеченно, к бедным причисляет себя 21%.

И субъективная, и объективная оценки своего материального положения свидетельствуют о том, что большинство липчан причисляют себя к категории средне обеспеченных граждан.

Как и несколько лет назад "постоянная нехватка денег" является основной причиной неудовлетворенности от жизни. Но нельзя не отметить, что доля граждан, которые испытывают дефицит финансовых ресурсов, снизилась на 11%. Особенно остро переживают эту проблему возрастные категории от 50 лет и старше. Вторая по значимости причина, негативно влияющая на социальное самочувствие респондентов, - отсутствие хорошей работы. Наиболее этим обеспокоены липчане в возрасте от 18 до 35 лет. Ранее отсутствие работы волновало 9% респондентов, сейчас их доля увеличилась до 23%. Плохим состоянием здоровья озабочены только 8% опрошенных, как и прежде, это - люди старше 50 лет. На 6% снизилось число горожан, не удовлетворенных состоянием жилищных условий, сейчас их 11%.

Практически половина опрошенных считают, что "материальное благополучие человека" зависит от самого человека, 34% - от экономической обстановки, остальные связывают его с работой органов власти.

Около 77% респондентов ответили, что довольны своей жизнью, 23% - частично или совсем недовольны. Но в целом перевес оптимистических настроений над пессимистическими преобладает довольно значительно. Следует отметить, что позитивно настроенных граждан стало больше на 18%.

Оценить динамику развития города за последние 10 лет не смогли 36% липчан.

Жизнь в городе "изменилась к лучшему" - так считает только треть участников опроса, тогда как ранее в позитивных изменениях были уверены 67%.

Итоги социологического опроса показали, что для населения наиболее значимыми являются следующие направления: условия проживания, здоровье, экологическая обстановка, состояние транспортной инфраструктуры, проблемы детей, социальная защита, воспринимаемая как страховка и помощь от государства.

На 17% снизилась доля липчан, считающих, что "охране общественного порядка" надо уделять больше внимания. В то же время значительно увеличилось количество респондентов, которые хотят, чтобы больше усилий было направлено на "работу общественного транспорта" и "содержание дорог".

Основными приоритетами социально-экономической политики города для повышения уровня жизни из представленного анкетного выбора, по мнению респондентов, являются: "создание условий для решения жилищных проблем" - 51%, "развитие производственной сферы" - 36%, а также "создание условий для всестороннего развития личности" - 36%.

В ближайшие 20 лет, в результате реализации Стратегии социально-экономического развития города, 51% липчан хотели бы видеть Липецк "крупным промышленным центром с многоотраслевой экономикой". Кардинальная смена стратегического развития города, будь то развитие города как туристического либо как образовательного центра Центральной России, находит поддержку только у 22% и 14% опрошенных соответственно.

36% респондентов уверены, что через 20 лет жизнь в городе "изменится к лучшему". 42% затруднились делать прогноз, 6% ожидают ухудшения ситуации, а 16% считают, что ничего меняться не будет.