Ермаков Виктор Андреевич

ПРЕДИСЛОВИЕ

   «Поэма о Родине и Человеке» – так мы назвали музейную экспозицию о Викторе Андреевиче Ермакове. О Человеке, который для нас, педагогов и обучающихся  школы №51, является героем. Виктор Андреевич Ермаков - герой в большом смысле: герой войны, герой труда, герой жизни. Его жизненный путь начался с фронтов Великой Отечественной войны, а продолжился в стенах школы.  Виктор Андреевич был первым директором нашей школы, строил и открывал её.  Как много физических, душевных сил им отдано школе №51. И сегодня Ермаков не остаётся в стороне. Он постоянный почётный гость школы,  принимает активное участие в работе городского совета ветеранов.

  Открытие экспозиции об этом человеке – наш долг. Материал для экспозиции любезно был предоставлен семьёй Ермаковых. Встал вопрос: как должна выглядеть экспозиция, как вместить в неё все те удивительные жизненные события, которыми судьба наделила Виктора Андреевича? Отбирая имеющийся материал, бывшая ученица Виктора Андреевича (а ныне учитель школы) Печерская Людмила Владимировна обратила внимание на стихотворение, которое коллега Ермакова Сдвижкова Нина Петровна, посвятила своему директору. Как потом написал  Виктор Андреевич: «…учительница Сдвижкова Н.П. в коротком стихотворении изложила всю мою жизнь». Людмила Владимировна предложила выстроить экспозицию, основывая её на произведении Сдвижковой. Предложение было одобрено педагогами и обучающимися школы. Кроме того, при подготовке экспозиции использовались материалы из книги В.А. Ермакова «Дневник-воспоминание», наградные документы Виктора Андреевича, фотографии из семейного архива, статья «Я верю в нашу молодёжь» в Липецкой газете (№189 от 1.10.2010),

   Итак, представляем разделы экспозиции «Поэма о Родине и Человеке.»

Летом 1941 года 17-летний Виктор Ермаков окончил горный техникум, собирался устроиться на работу. Но эти планы перечеркнула война. Три старших брата в первые годы войны ушли на фронт. Его, четвертого, призывают в 1942 году. Вот что поведал нам об этом Виктор Андреевич:  

«Служил я в городе Меликесе Ульяновской области. Условия в подразделении были очень тяжёлые. Нам выдавали всего по 200г. хлеба на день и три раза в день какой-то баланды. Обессиленные, мы каждый день только и спрашивали: «Когда же на фронт? Когда же на фронт?». И через 3 месяца учёбы нас отправили на фронт.

В марте 1943 года эшелон прибыл на станцию Лиски Воронежской области. Там стояло много эшелонов с новобранцами. Все они двигались на запад. Но в один вечер на Лиски налетела вражеская авиация и подвергла станцию бомбардировке. Всё горело, взрывались цистерны, мы бросились в укрытия.  В. Ермаков 1942 г.

А в это время на окраине города Лиски стояла вражеская артиллерия. Завязался бой. Командиры подразделений поднимали нас, бросали в атаку, бойцы гибли, но сражение продолжалось. За эту ночь мы продвинулись километров на 30-40 к селу Чугуево Харьковской области и там встретились с врагом. Это было первое боевое крещение.

(из воспоминаний В.А. Ермакова)

     30 сентября 1943 года заняли оборонительную позицию. 28-я Харьковская Краснознамённая дивизия насчитывала 18 тысяч солдат. Сохранить тишину было очень трудно. В этот день все колотили плоты, таскали из леса брёвна. 2 октября в 4 часа утра началось форсирование Днепра. Однако шорохи, шумы, разговоры раздавались далеко по реке, и противник сумел обнаружить дивизию. Немцы стали обстреливать место переправы и сбрасывать бомбы. Место переправы было освещено, как будто всё происходило днем. Переправа была очень тяжелой. Погибло очень много солдат. Вода в Днепре была красной от крови.

    Дальше наш путь проходил на Кривой Рог. Под Кривым Рогом 3 месяца создавали оборонительные позиции. 23 февраля 1943 года наши войска пошли в атаку, и в одном из боёв я был тяжело ранен. Получил 11 ранений, были перебиты ноги. В тяжёлом состоянии доставлен в госпиталь, где пролежал 3 месяца. До полного выздоровления работал в госпитале медицинским статистом. Работа была страшная, потому что раненые безнравственно себя вели: кричали, шумели, ругались.

      После выздоровления мне предложили поступить в военное училище на курсы младших лейтенантов. Там я проучился 3 месяца, получил звание лейтенанта и был отправлен на фронт.

    Я был командиром взвода автоматчиков танкового десанта и командиром роты разведки.  В 1944 году был направлен в город Констанция в Румынии. Мой путь проходил через Болгарию, Югославию и Венгрию. Участвовал в суровых боях за озеро Балатон и город Будапешт. Будапешт в годы Великой Отечественной войны был превращён в руины, как и Сталинград. Ни одного дома не уцелело, стояли одни только трубы.

  За форсирование Днепра Виктор Андреевич Ермаков получил Орден Славы. После войны Виктор Андреевич вернулся к мирной жизни. Закончил педагогический институт, стал преподавать в школе. Прошёл славный трудовой путь от учителя до директора школы. С момента открытия нашей школы являлся её первым директором.

Судьба человека и судьба Родины... Как всё переплетается в жизни!

В 1959 году приказом отдела учебных заведений Южно-Уральской железной дороги я был назначен директором средней школы №47 на окраине города Челябинска в посёлке Гончарка. Постепенно год за годом школа№47 приобретала собственное лицо, свой почерк. В 1965 году школа стала одной из лучших, опорной на железнодорожном Уральском узле. За заслуги в области народного образования в 1965 году награждён значком «Отличник народного просвещения», а в 1967 году мне было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». 

Сильная  воля,    высокая  требовательность к          себе, принципиальность в решении вопросов, огромное желание воспитать достойное поколение - вот главные качества директора школы. В течение всей жизни я старался соответствовать этим тре­бованиям.И действительно, наша школа всего за несколько лет стала ведущей школой города. Сильнейший педагогический коллектив под руководством Ермакова Виктора Андреевича, передал свой опыт учителям города: открытые уроки, семинары, совещания, приезд иностранных делегаций, желающих взять лучшее, что было накоплено педагогами, — все это создало славу школы.

И, конечно же, ученики, выпускники этой школы, которые стали достой­ными представителями своего поколения. Школа помнит своего первого директора, а он, находясь на заслуженном отдыхе, продолжает интересоваться школьными делами, помнит своих выпу­скников и всегда готов прийти на помощь своим коллегам и воспитанникам!