Мальгин Николай Алексеевич

Николай Алексеевич Мальгин

заслуженный работник транспорта РФ, бывший начальник автотранспортного цеха ЗАО «Липецкцемент»

Не копить добро, а делиться им

Люди делятся на две большие категории. У одних должность значительнее, выше их человеческих качеств. У других место работы не отражает всё богатство личности и размах добрых дел, которые они бескорыстно творят всю жизнь. Первых, к сожалению, в нашей жизни становится всё больше. А вторые встречаются всё реже – впору заносить их в «Красную книгу». К этому «исчезающему виду» относится и Николай Алексеевич Мальгин.

Начальник автотранспортного цеха Липецкого цементного завода – какие эмоции и возвышенные чувства могут вызвать эти слова? На первый взгляд, никаких! Другое дело, архитектор или артист, лётчик или моряк... Впрочем, Николай Алексеевич был и отважным моряком. Он служил срочную службу на флоте. В учебном отряде в Выборге стал отличником боевой и политической подготовки и был награждён первой в своей жизни (но не последней) правительственной наградой. Пришло время демобилизоваться. Но грянул Карибский кризис, и Мальгин решил в этот сложный для нашей страны момент остаться на боевом посту. Но худа без добра не бывает. Именно в морском клубе Выборга он встретил свою любовь на всю жизнь – ленинградку Галину, с которой отправился после мобилизации на родину.

Рассказывая о фактах героической биографии людей, мы часто забываем о личности самого человека. Николай Алексеевич не обделён наградами. Он получил высокую оценку городских властей и государства. Почётное звание «Заслуженный работник транспорта РФ», орден «Знак Почёта», орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медаль «Ветеран труда». Он награждён шестью общесоюзными знаками. Мальгин занесён в книгу Почёта завода. А в 2014 году его наградили медалью «Во славу Липецкой области». Всё это говорит об общественном признании. Но порою гораздо важнее признание людей. А как его измерить?

Здесь есть простой способ. Как встречают человека на его прежнем месте работы после ухода на пенсию? Иных забывают сразу, потому что ничего хорошего от них не видели. Николай Алексеевич уже больше шестнадцати лет на заслуженном отдыхе. Но стоит ему переступить проходную предприятия, как его окружают бывшие сослуживцы и простые рабочие. Они всегда рады видеть ветерана, показать ему своё уважение.

В чём же секрет такой народной любви? Её нельзя получить по разнарядке, а можно только заслужить. Как это сделать? Николай Алексеевич всегда жил по принципу: не копить добро, а делиться им с каждым, кто встретится на пути. Именно своей бескорыстной добротой он и покорял сердца. А ещё Николай Алексеевич – гений общения. Мягкий юмор, уважительная манера разговора, умение выслушать каждого, посочувствовать, обязательно помочь и делом и советом – такой характер сложился с детства. А оно было далеко не безоблачным. Он родился и вырос в Лебедяни, мальчишкой пережил военное лихолетье. А когда ему было четырнадцать лет, случилось горе – умерла мама. Многодетная семья по сути осиротела, так как отец не мог дать того тепла и любви, которые несла мать. С того тяжёлого и безрадостного времени Николай особенно сильно стал ценить всё прекрасное, и в общении людей, и в природе.

Когда Мальгин пришёл работать в автотранспортный цех Липецкого цементного завода, у него за плечами был Липецкий машиностроительный техникум и служба на флоте. Но главное – были жизненный опыт и житейская мудрость. С кем бы ни знакомился Николай Алексеевич, директором предприятия, большим городским начальником или простым рабочим, он всегда начинал общение с добрых дел. Они не остались не замеченными. Очень скоро в 1972 году он возглавил автохозяйство предприятия, которое насчитывало около ста единиц техники и три десятка наименований машин. И каких машин! Здесь были стотонные краны, мощные бульдозеры и самосвалы «БелАЗ», способные перевозить огромные грузы. Но весь этот могучий технический парк не обновлялся около десяти лет, нуждался в ремонте. А как это сделать в условиях лимитов и тотального дефицита? От автотранспортников зависела поставка сырья для производства цемента. Но сбои в работе техники привели к тому, что завод перестал выполнять план. Рабочие начали переходить на другие предприятия. А молодой растущий Липецк требовал цемент во всё больших объёмах. В этой кризисной ситуации практически всё зависело от нового начальника автотранспортного цеха. Он мог сказать, что распределение техники и запчастей на предприятие от него не зависит, этим занимается министерство. Но Мальгин не привык красиво объяснять, почему у него не получается вытянуть завод из прорыва. Зато он умел брать ответственность на себя и впрягаться в работу со всей энергией и самоотдачей. Без устали колесил по стране от Москвы до Минска, знакомясь с руководителями снабжающих техникой и запчастями предприятий, налаживая связи и заводя новых друзей. В результате он познакомился с большим количеством разных людей, которые готовы были помочь заводу. Вместе с директором предприятия Николай Алексеевич даже отважился съездить в министерство, и в результате нашёл общий язык с московскими чиновниками. Он им помогал решать их проблемы, а они готовы были из благодарности выделить такую необходимую предприятию технику сверх лимитов. Лично для себя Николай Алексеевич никогда ничего не просил, а вот заводу многое требовалось. И вот пошли на предприятие большегрузные «БелАЗы» из Белоруссии, разнообразная техника и запчасти из других мест. Цементники заработали с энтузиазмом. В стране тогда было около ста цемзаводов, и наш – вошёл в тройку лидеров! Ежегодно сверх плана производилось двести тысяч тонн цемента. Так что в построенных в те десятилетия микрорайонах и школах, Дворцах культуры и стадионах, заводах и фабриках есть немалая доля труда и Мальгина.

Цех под его руководством не раз становился лучшим автотранспортным подразделением Липецка. Больше десяти человек были награждены правительственными наградами. Они работали на совесть, потому что всегда знали: Николай Алексеевич своих не бросает, поддержит и поможет в любой житейской ситуации. Он и сам до последнего дня работы старался быть примером творческого подхода к делу. Только за последние три года перед пенсией подал и внедрил 36 рационализаторских предложений.

Успешно решая производственные задачи, Николай Алексеевич никогда не забывал о людях. Работники цеха в первые годы его работы трудились в сложных условиях. Вся техника стояла на открытой площадке. Особенно проблемно было зимой заводить двигатели и обслуживать машины. Мальгин организовал строительство тёплых боксов для технологического транспорта. Была сделана мойка, обогрев машин и заправка горячей водой, организован участок по ремонту узлов и двигателей большегрузных «БелАЗов», склад запчастей на территории цеха. Всё это значительно облегчило работу коллектива.

Не случайно, именно начальнику автотранспортного цеха поручили возглавить возведение базы отдыха предприятия, потому что только он мог быстро и эффективно решить эту задачу. Он принимал участие в строительстве заводского яхткулуба на Матырском водохранилище. А о сауне, которую построили в цехе по инициативе Мальгина, ходили легенды по городу. Если Николай Алексеевич брался за реализацию нового проекта, то делал это по высшему разряду, со вкусом и новаторским подходом. Вот и одну из первых в городе саун он сделал, изучив опыт Литвы. Вернувшись из командировки, разработал проект с бассейном, гидромассажем, красивой подводной подсветкой, циркулярным душем и водопадом.

Другая его инициатива была связана с увлечением всей жизни. С детских лет по сегодняшний день Мальгин любит выращивать и дарить женщинам цветы. Вот и на территории цеха при нём была построена теплица, в которой выращивали розы, каллы и тюльпаны. Женщины цемзавода к праздникам получали роскошные букеты.

А когда начался бум строительства дачных домиков и гаражей, Николай Алексеевич стал самым востребованным человеком. Автотранспортных предприятий для обслуживания населения не было, поэтому все шли к нему выписать технику. Мальгин никогда и никому не отказывал, хотя серьёзно рисковал. Он направлял трактор или машину без оформления на участок каждого работника. Его добрые дела тысячи людей ценят и помнят до сих пор. Николай Алексеевич своей бескорыстной отзывчивостью на просьбы снискал всеобщее уважение.

Казалось бы, что может сделать начальник цеха завода для города и области? Как говорится, со своими бы задачами справиться. Но и сегодня бывшие руководители Правобережного района Липецка и районов города вспоминают, что с Мальгиным можно было решить любой вопрос по благоустройству. Надо отдать должное его организаторским способностям и инициативе. Несмотря на напряжённые производственные планы, он всегда выделял автотехнику для выполнения программ благоустройства и развития нашего города. 

При строительстве Тамбовской трассы руководство УВД и ГАИ области попросили подготовить площадку для пункта контроля и стоянки машин. Он, как всегда, взял ответственность на себя. На этом месте был большой котлован, в который пришлось завести «БелАЗами» 32 тысячи тонн грунта с карьера! Такую же площадку сделали и на выезде из города в сторону Добровского района. По деревне Ярлуково до базы отдыха УВД было отсыпано шлаком три километра дороги. Ею до сих пор пользуются местные жители и владельцы садовых участков. Конечно, у директора завода возникли вопросы. Но ведь Мальгин старался для города, и для липчан, а не для себя. И когда оказывал техническую помощь медицинскому объединению «Свободный Сокол», прежде всего, думал о людях. В результате он добился, что в заводском медпункте был организован приём врача-терапевта. Мальгин руководил шефством городской средней школы №9. Все мероприятия по выезду детей в походы, экскурсии и лагеря отдыха.

А в двух совхозах Добровского района он помог построить семнадцать двухквартирных домов и двухэтажную больницу. Сегодня такая масштабная помощь кажется странной и не оправданной. Но для Мальгина жизнь имеет смысл только, когда есть возможности помочь людям.

– Я никогда не обещаю того, чего не могу сделать, – любит повторять ветеран. – А уж если даю слово, то не успокоюсь, пока не выполню его. И от сделанного дела получаю истинное удовлетворение.

Кстати, Николай Алексеевич и сегодня, в свои 77 лет не перестал творить добро. В 2014 году он выступил инициатором и организатором открытия на предприятии памятника бывшему директору завода Ивану Дмитриевичу Гаршину. В подъезде многоквартирного дома на его деньги сделан хороший ремонт.

Мальгин с ранней весны до поздней осени трудится на своём участке в селе Капитанщино. И как трудится! В 2006 году он занял второе место в областном смотре – конкурсе в номинации «Усадьба образцового содержания». Главная забота хозяина – создать ухоженный и цветущий райский уголок, в котором друзья и знакомые смогут отдохнуть душой. Жена Галина Ивановна помогает выбирать семена так, чтобы всё лето сад утопал в ароматах и разноцветье. Прекрасным дамам хозяин обязательно дарит цветы, выращенные собственными руками. Николай Алексеевич ухаживает за гладиолусами и розами с любовью, чтобы увидеть счастливую улыбку женщины, которой вручит букет.

 

 

Автор: Михаил Васильевич Масалкин - бывший главный механик Липецкого цементного завода