Балабаев Геннадий Владимирович

Художественный руководитель Липецкого драматического театра

«Мы, люди советской эпохи, хоть и
понимали органичность официальной
идеологии, всё же были воспитаны на образах героев … А кто сегодня герой? Кто?»
М.А. Ульянов, народный артист СССР

Восприятие героического у каждого человека разное. Немало ярких, незабываемых героических событий вошли в историческую летопись человечества. Общественное пространство немыслимо без взлетов человеческого духа борьбы за преобразования и социальный прогресс, национально-освободительное движение. Трудно переоценить роль героического в трудовой деятельности, в научной, художественной сфере. Значительное место принадлежит героическому в искусстве.

Одним из значительных событий липецкой театральной жизни начала XXI века стало открытие Липецкого драматического театра на Соколе, художественным руководителем которого в 2002 году стал выпускник театрального факультета Воронежского государственного института искусств, артист драмы Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого Геннадий Владимирович Балабаев. Освоив профессию режиссёра в высшем театральном училище им. Б.В. Щукина при Государственном театре им. Евгения Вахтангова, Геннадий Владимирович впитал лучшие традиции русской театральной школы – игровой и поэтический театр, гротеск – и, вместе с этим, яркость и глубину переживаний, настроений, выразительную образность.

Важнейшая линия постановок режиссёра – восприимчивость к ускользающему образу героизма, который он ищет и находит в литературной классике. Зрители, смотревшие спектакли «Вечно живые» (в 2006 году стал Дипломантом Первого Всероссийского конкурса спектаклей в г. Москве) и «Мой бедный Марат», внимательно слушавшие музыкальное сопровождение спектаклей «Небесный тихоход» и «Не покидай меня», сопереживавшие девушкам, сплетающимся вихрем в отчаянном танце Смерти, – поймут, насколько глубоко Балабаев ощущает силу подвига, живущего в нашей памяти.

В одной из последних работ режиссера «Не покидай меня», рассчитанной в основном на молодых людей и учеников старших классов, тема войны и героизма была трактована с прямолинейной серьезностью. Идея воспитания патриота, заложенная драматургом, была подмечена Геннадием Владимировичем и воплотилась в спектакле: декорации подчеркивали холодную недружелюбность пространства, усиливая ощущение дыхания войны, а слово «патриотизм» из простого обозначения материализовалось в звук и действие. Мысль о необходимости уважать и помнить тех, кто защищал народ в страшных войнах, чтить память о погибших ради светлого будущего, красной нитью прошла через спектакль.

Именно с целью воспитания патриотизма, формирования у подрастающего поколения представлений о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, под руководством Геннадия Владимировича совместно с Общественным советом УМВД России по городу Липецку в феврале в театре прошёл цикл спектаклей, посвящённых Дню защитника Отечества.

Являясь носителем русских театральных традиций, Геннадий Балабаев владеет острым ощущением неотложных потребностей современности. А именно – потребность в красоте. Однажды главный режиссёр театра им. Вахтангова Римас Туминас заметил: «Сегодня предают красоту, а я возвращаю … Возвращаю невозможную красоту». Судя по текущему репертуару Липецкого драматического театра, высказанная мысль созвучна Геннадию Владимировичу. Чистота классической красоты для современного взгляда, к сожалению, невозвратно ускользает, сливается с пошлостью и невежеством. Признак наших дней – жесткость, зачастую навязывающая безыскусность, казёнщину, документальность, вытесняет из нашего пространства красоту. Мы теряем её, не понимая, что различать красоту учит только искусство.

Помнить о красоте, любить её, подчинить ей себя – очень важное подвижничество со стороны Геннадия Владимировича. Понимая, что всё можно интерпретировать, он чётко соблюдает границы интерпретации будь то русская («Бешеные деньги», «Касатка», «Натали») или зарубежная («Сотворившая чудо», «№13 out of order») классика.

В наше время соответствие модели интерпретатора авторской картине мира, сохранность системы художественных образов, раскрывающих основную идею произведения и авторский замысел, соблюдение ценностных центров автора и героя, должно расценивать как героизм. Примечательно, что президент РФ В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно напоминал творческой интеллигенции о недопустимости искажения классических текстов и художественной формы первоисточников. Подобные действия разрушают литературное и историко-культурное наследие России, вводят в заблуждение граждан и оскорбляют честь и достоинство великих русских писателей.

Помнить о красоте и гармонии, восхищаться ими, быть готовым к подвигу ради них в искусстве – не в этом ли состоит образ современного героя?

«Мы, люди советской эпохи, хоть и понимали органичность официальной идеологии, всё же были воспитаны на образах героев … А кто сегодня герой? Кто?» Герой сегодня тот, кто, не переставая, взывая к Богу, своим близким, обществу, совершает каждодневный подвиг, сохраняя дарованное нам сокровище, называемое искусством.

Директор театра Г.И. Кулешова